Сегодня я хочу поговорить об очень важном для человека понятии культуры, но не культуры вообще, а только об одном её аспекте: культуре поведения человека в обществе.
Думаю, что кое-кто из вас читал повесть М.Булгакова «Собачье сердце», но уж одноименный фильм по этой повести смотрел точно. Сюжет фильма фантастический. Профессор Преображенский, занимаясь проблемой омоложения человека, провел эксперимент: умной, хотя и бездомной собаке учёный пересадил гипофиз погибшего алкоголика Клима Чугункина. Результат эксперимента был неожиданным даже для учёного: после операции собака постепенно превратилась в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Правда, сходство с человеком было лишь внешним. Ведь, как говорил профессор, стоять на двух ногах и говорить – это не значит быть человеком. Шарикова трудно было научить простым навыкам поведения в обществе, хотя профессор искренне пытался это сделать. Он каждый день повторял Шарикову: не бросай окурки, объедки и семечки на пол, не плюй на пол, не называй Зину Зинкой, ешь вилкой, аккуратно пользуйся туалетом, не ругайся матерно. Однако усвоить простейшие элементы поведения человека Шариков был не в состоянии.
Когда я прохожу по школе, у меня иногда создается впечатление, что нашу школу посетил Шариков. У нас, конечно, не учатся дети, родившиеся в результате эксперимента, однако воспитания многим явно недостаёт, поэтому в классах и в коридорах можно увидеть на полу кожуру от семечек, мандаринов, огрызки булок, яблок, стаканчики из-под йогуртов, жвачку, плевки, на стенах следы от грязной обуви, безобразные рисунки и надписи. А унитаз некоторые дети, подобно Шарикову, вообще увидели впервые и не умеют им пользоваться. В общении часть учащихся нашей школы тоже уподобляется Шарикову: мат, грубые выражения так и слышатся со всех сторон. Самое страшное, что это позволяют себе девочки.
Я уверена, что многие из тех, кто так безобразно ведет себя в школе, дома ведут себя иначе. Хотя совсем не понятно, почему, ведь в школе все дети проводят четвертую часть суток. Неужели приятно столько времени находиться в грязных помещениях?
Булгаковский профессор Преображенский, поняв, что воспитать Шарикова не удастся, удалил вживлённый гипофиз, и Шариков вновь стал добрым, умным псом. А что сделать нам с теми, кто, уподобляясь булгаковскому герою, ведет себя не по-человечески в школе? Я точно знаю, что любое явление существует только в том случае, если оно поддерживается многими. А поддержка бывает не обязательно активной. Молчание, равнодушие всех окружающих к безобразиям, бескультурию и есть самая хорошая поддержка. Вот почему избавиться от школьных шариковых можно только сообща, всем вместе. И если каждый сегодня остановит одноклассника, пожелавшего плюнуть с площадки четвертого этажа на лестницу, завтра попросит коробку из-под сока выкинуть в урну, а не оставлять на подоконнике, а потом прервет чей-нибудь поток брани, то обязательно станет лучше всем и не только в школе.