Поговорим о культуре поведения

Сегодня я хочу поговорить об очень важном для человека понятии культуры, но не культуры вообще, а только об одном её аспекте: культуре поведения человека в обществе.

Думаю, что кое-кто из вас читал повесть М.Булгакова «Собачье сердце», но уж  одноименный фильм  по этой повести смотрел точно. Сюжет фильма фантастический. Профессор Преображенский, занимаясь проблемой омоложения человека, провел  эксперимент:  умной, хотя и бездомной собаке учёный пересадил гипофиз погибшего алкоголика Клима Чугункина. Результат эксперимента был неожиданным  даже для учёного: после операции собака   постепенно превратилась в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Правда, сходство с человеком  было лишь внешним.  Ведь, как говорил профессор,  стоять на двух ногах и говорить – это не значит быть человеком. Шарикова трудно было научить простым  навыкам поведения в обществе, хотя профессор искренне пытался это сделать. Он каждый день повторял Шарикову: не бросай окурки, объедки и семечки на пол, не плюй на пол, не называй Зину Зинкой, ешь вилкой, аккуратно пользуйся туалетом, не ругайся матерно.  Однако усвоить простейшие элементы поведения человека Шариков был не в состоянии.

Когда я прохожу по школе, у меня иногда создается впечатление, что нашу школу посетил Шариков. У нас, конечно,  не учатся дети, родившиеся в результате эксперимента, однако воспитания многим явно недостаёт, поэтому в классах и в коридорах  можно увидеть  на полу кожуру от семечек, мандаринов, огрызки булок, яблок, стаканчики из-под  йогуртов, жвачку, плевки,  на стенах следы от грязной обуви, безобразные рисунки и надписи. А унитаз  некоторые дети, подобно Шарикову, вообще увидели впервые и не умеют им пользоваться. В общении часть учащихся нашей школы тоже уподобляется Шарикову: мат, грубые выражения так и слышатся со всех сторон. Самое страшное, что это позволяют себе девочки.

Я уверена, что многие из тех, кто так безобразно ведет себя в школе, дома ведут себя иначе. Хотя совсем не понятно, почему, ведь в школе все дети проводят  четвертую часть суток. Неужели приятно столько времени находиться в грязных помещениях?

Булгаковский профессор Преображенский, поняв, что воспитать Шарикова не удастся, удалил вживлённый гипофиз, и Шариков вновь стал добрым, умным псом.  А что сделать нам с теми, кто, уподобляясь булгаковскому герою, ведет себя не по-человечески в школе?  Я точно знаю, что любое явление существует только в том случае, если оно поддерживается многими. А поддержка бывает не обязательно активной. Молчание, равнодушие всех окружающих к безобразиям, бескультурию и есть самая хорошая поддержка. Вот почему избавиться от школьных шариковых можно только сообща, всем вместе.  И если каждый сегодня остановит одноклассника, пожелавшего плюнуть с площадки четвертого этажа на лестницу, завтра попросит коробку из-под сока выкинуть в урну, а не оставлять на подоконнике, а потом  прервет чей-нибудь поток брани, то обязательно станет лучше всем и не только в школе.

This entry was posted in Колонка директора. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *